Love — Forever Changes (1967) (Vinyl Rip)
Третий альбом американской группы психоделического рока Love, вышедший в ноябре 1967 года на Elektra Records в США (первый пресс с золотыми ярлыками), Канаде, Великобритании, Новой Зеландии (EKL 4013 - моно, EKS 74013 - стерео) и на Disques Vogue (CLVLXEK. 218) во Франции, в 1968 году в Германии (EKS 74013); в 1969 году: в США, Великобритании, Южной Африке (все - EKS 74013); в 1970 году: в США, Великобритании (EKS 74013).
Запись альбома началась в июне 1967 года на студии Sunset Sound Recorders по адресу 6650 Sunset Boulevard в Голливуде. За те несколько месяцев, отделяющих Forever Changes от предыдущего альбома Da Capo (ноябрь 1966), группа, как и вся страна, пережила сильные внутренние изменения. Она потеряла двух оригинальных участников — Албана Пфистерера по прозвищу Снупи и Тджея Кантрелли. Оставшиеся же настолько погрязли в наркотиках, алкоголе и вечных разборках между собою, что частенько бывали неспособны работать в студии, и уж тем более не готовы к довольно замысловатым аранжировкам Артура Ли.
Хотя продюсерами альбома в титрах названы два главных его автора Артур Ли и Брайан Маклин, без Брюса Ботника, продюсировавшего первые два альбома Love, конечно же не обошлось. Джек Хольцман, глава Elektra Records, который естественно контролировал процесс записи, назвал Ботника "спасителем альбома", поскольку тот придумал способ, как мотивировать расхлябанных участников Love взяться за дело.
Когда студия в очередной раз простаивала по вине окосевших музыкантов, Ботник привёл в неё лучших сессионников Лос-Анджелеса из знаменитой, существовавшей чисто виртуально и студийно группы The Wrecking Crew. Это были: гитарист Билли Стрейндж (писавший песни и записывавшийся с Элвисом Пресли, Чабби Чеккером, Beach Boys и многими-многими другими знаменитостями); пианист Дон Рэнди, не только участвовавший в записях многих джазовых и рок-музыкантов, но и выпустивший немало собственных джазовых альбомов, а также озвучивший немало фильмов семидесятых годов; басист Кэрол Кэй, один из самых плодовитых сессионных бас-гитаристов в мире, оставивший за свою 50-летнюю карьеру след в более чем 10000 записей и столь же знаменитый ударник Хэл Блейн, про которого легче назвать, с кем из великих он не играл.
Когда эти ребята пришли и за три часа накатали целиком две песни альбома — "Andmoreagain" и "The Daily Planet" — у членов группы Love отвисли челюсти. По свидетельству того же Ботника, использование сессионных музыкантов "зажгло" группу, они "поняли, что остаются не у дел, собрались с силами и записали остальную часть альбома." После многих репетиций группа вернулась в студию в августе и, продолжив весь сентябрь, записала оставшиеся девять песен, как подсчитали дотошные рок-историки за 2257 долларов (17000 по современной покупательной способности).
Потом Артур Ли ещё три недели работал с композитором Дэвидом Эйнджелом, осуществлял свою задумку. Он изначально слышал свои вещи в духовой и струнной обработке, и напевал-наигрывал их профессиональному аранжировщику, а тот воплощал их в реальную музыку с помощью музыкантов оркестра Лос-Анджелесской филармонии. Кроме того, Дон Рэнди наиграл везде, где надо клавишные партии альбома, поскольку у группы не было в тот момент никакого клавишника. 25 сентября запись альбома была завершена.
Первые два альбома Love, вышедшие с небольшим перерывом оба в 1966 году, по сути не выделялись из потока общей тогда моды на фолк-рок. Чувствовалось заметное влияние The Byrds в плетёных гитарных партиях, тонущих в глубокой реверберации и новое поветрие в виде трипующей психоделии. Эти альбомы шли в одном русле с тогдашними флагманами американского рока Buffalo Springfield и Jefferson Airplane.
Но в конце шестидесятых Америка резко меняется, сотрясаемая серьёзными социальными вулканами. Мечтательные фолк-баллады и приторные поп-хиты уже не могли отражать настроение нации. С угасанием оптимизма лучшие представители искуства, будь то литература или музыка, начали реагировать на эти изменения. Альбом Forever Changes группы Love — наилучшая пластинка того периода, как музыкально, так и текстово, являет собой по сути срез турбулентности, охватившей тогда Америку.
Лето Любви, которым прославился 1967-ой, уже прошло. Forever Changes вышел в ноябре 1967-го, и отражает большой скептицизм относительно движения flower-power. С первого же номера "Alone Again Or" (Опять один или), альбом развенчивает один из главных постулатов современной ему контркультуры — "свободную любовь":
Да, я слыхал забавную вещь
Кто-то сказал мне об этом
Я могу теперь любить кого угодно
Наверно c этими людьми будет очень клёво
Но я опять останусь одинок сегодня вечером, моя дорогая
Ритм фламенко и испанский антураж "Alone Again Or" автор песни Брайан Маклин посвятил своей матери, которая в молодости танцевала фламенко. Кроме того, Маклин признался, что вдохновением для песни "Alone Again Or" ему послужил балет "Поручик Киже" Сергея Прокофьева. Да-да, та самая тема, что позже, в восьмидесятых побудила Стинга запеть, мол "русские тоже любят своих детей".
В сыром виде "Alone Again Or" не сильно отличалась от прежних фолк-роков, записанных Love. Уникальность и неповторимость придал ей приглашённый продюсерами лос-анджелесский композитор-аранжировщик Дэвид Эйнджел. Этот человек по фамилии Ангел украсил песню изящной оркестровкой из струнных и духовых инструментов. В записи принимали участие музыканты Лос-Анджелесской филармонии.
Идущая следом "A House Is Not A Motel" (Дом это не мотель) своими простыми, как три копейки, гитарными партиями подчёркивает хаотический текст, передающий состояние бардака, в котором находилось тогда американское общество, и бок о бок с Летом Любви возможность любому парню отправиться по приказу во Вьетнам и вернуться оттуда цинковым гробом. В Youtube можно найти запись Роберта Планта, поющего эту песню во время европейского турне Priory of Brion 2000 года. Плант был большим поклонником творчества Артура Ли и признавал большое влияние группы Love на всю свою творческую деятельность.
"The Red Telephone" (Красный телефон) чем-то напоминает наивное искусство Пинк Флойд времён Сида Барретта, но затрагивает темы далеко не мистические, но больные: расизм, заключение и смерть. Ли настырно повторяет в коде:
Они замыкают их сегодня
И выбрасывают прочь ключи
Интересно, кто будет там завтра: я или ты?
и завершает песню декларацией:
Мы все нормальные и хотим свободу
Свободу, свободу, свободу, свободу, свободу
Я хочу свободу
Ещё более пронзительным скетчем Лета Любви звучит песня с длинным заголовком "Maybe The People Would Be The Times Or Between Clark And Hilldale" (Может быть люди станут Временем или Между Кларком и Хиллдейл). Между Кларк-стрит и Хиллдейл-авеню находился самый тусовый в то время квартал на Сансет-бульваре. Там был модный клуб Whisky A Go Go, где начинали Love, The Doors и другие кумиры эпохи.
Артур Ли описывает в песне толпы, окружавшие это место, неслышно смеётся над их пустыми идеями ("laugh affair" вместо обычного "love affair"), тонко передаёт бесполезную сентиментальность Лета Любви и вообще преходящий характер жизни. Можно даже предположить, что по сложности и сокровенности поэтики Ли не было равных в рок-музыке той эпохи (кроме возможно Ван Моррисона).
А по мировоззрению группа Love далеко опережала своё время. Немудрено, что альбом Forever Changes прошёл незамеченным современниками — он был слишком "несовременен". Как чернокожий музыкант, Артур Ли остро ощущал на белой сцене реальность текущей политической и культурной ситуации и, при всём желании, не мог обманываться бескрайним оптимизмом, когда война во Вьетнаме принимала характер массовой бойни. На этом фоне Лето Любви оказывалось сладкой ложью, и Ли говорил об этом без обиняков.
Искренность и пронзительность альбома Forever Changes объясняются также какой-то непонятной уверенностью Артура Ли во время работы над ним, будто это его последний альбом, и он недолго проживёт после записи. К счастью, этого не случилось, но получившийся в результате шедевр доказывает, что подобная установка — жить каждый день как последний в жизни — более, чем верна.
Артур Ли не умер тогда в 22-летнем возрасте, но и не проявился на широкой публике, и это была одной из главных причин отсутствия популярности гениальной группы Love. Интравертный характер Артура шёл в разрез с обычным желанием толпы иметь кумира. Ли напрочь отказывался выступать, поэтому и речи не могло быть ни о каком турне в поддержку альбома.
Они были рядом на одном лейбле Elektra: The Doors и Love. Первые — звёзды, вторые — аутсайдеры. Причём, Артур Ли сыграл ведущую роль в успехе The Doors, указал на талант Джима Моррисона. Он подсказал главе Elektra Records Джеку Хольцману, прилетевшему в Л.Эй. из Нью-Йорка только на концерт Love, посетить и выступление The Doors. Хольцман упирался, сказал, что ему не нравится эта группа. Ли сказал, дело не в том: нравятся или не нравятся, и уговорил босса просто посмотреть на их публику, что и стало началом успешной карьеры "Дверей".
Сравнивая впоследствии эти две группы, Хольцман сказал: "Главное отличие Love от The Doors: они обрекли себя остаться местной командой, потому что не путешествовали. Артур терпеть не мог куда-либо выезжать. Однажды он понадобился мне в Нью-Йорке. Артур прилетел и улетел обратно в Л.Эй. полуночным рейсом, не пробыв в Нью-Йорке и суток. The Doors же чётко понимали, чем они занимаются и делали всё, что нужно для этого процесса. Поэтому неудивительно, что они достигли успеха, а Love — нет. Love имели невероятный успех для нас с другой точки зрения. Они не принесли Электре много денег, но они реально были лучшими из всех, кого мы когда-либо подписали."
"Несмотря на необычайный талант, склонность к изоляции помешала Артуру завоевать публику. Тяга к одиночеству стоила ему карьеры. И это обидно, потому что Ли был одним из немногих гениев, которых я встречал в рок-н-ролле."
mp3: vk.cc/bVzwQE
flac (24/96): vk.cc/bVzwT2
#killsetband #fadeaway